Мясников А.Л. Тайный код Москвы. Даев переулок.

Сретенский фантом. Традиционно об этом явлении рассказывают так: на углу Сретенки и Даева переулка на стене одного из зданий иногда появляется огромная чёрная тень. Силуэт достигает высоты трёх-пяти метров. Призрак, пройдя вдоль перекрёстка, двигается вниз по улице, в сторону Лубянской площади. А иногда сворачивает в сторону Сухаревской площади.

На самом деле, то, что здесь периодически происходит, не просто мираж. За всем этим стоит удивительная история.

Историческая справка.

Наша Сретенка - одна из самых старых улиц города, главная улица Москвы до XVIII века, дорога в Троице-Сергиев монастырь.

Улица получила это название в XVII веке по Сретенскому монастырю. Он находился на той части улицы, которая сегодня называется Большая Лубянка. Монастырь же был назван в честь избавления Москвы от завоевания войсками грозного Тимура Тамерлана в 1935 году. Ожидая нашествия, великий князь Василий I Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, распорядился перенести в Москву из Владимира-на-Клязьме чудотворную икону Богоматери. 26 августа (8 сентября) 1395 года москвичи встречали икону. И Тамерлан, на самом деле, остановился и на Москву не пошёл. Хромой старец, так звали Тимура, развернул своё войско и отправился за пределы Руси. На месте встречи иконы в 1397 году был заложен монастырь, названный Сретенским. Улица тогда именовалась Устретенская, затем Устретенка, Встретенка, Сретенка.

C XVII века район Сретенки с прилегающими переулками формировался как торгово-ремесленный, купеческий район. В названиях сретенских переулков сохранилась память о проживающих здесь ремесленниках: Печатников, Колокольников, Пушкарёв, Просвирин переулки.

Кстати. Название Сретенки происходит от церковнославянского слова «срета́ть», что означает: встречать, повстречать, идти навстречу. Поэтому-то эта улица в сознании москвичей всегда была связана с возможностью встреч. Причём самых неожиданных.

Сретенка открывала путь из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. По улице каждый день проходили паломники. Православная традиция требовала пройти весь путь паломничества пешком. А это шестьдесят восемь вёрст.

В XVII веке здесь находилась Сретенская сотня (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы).

Сретенка оставалась главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство Тверской улице. Тверская стала частью пути в Санкт-Петербург.

На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживлённой улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки не было ни одних ворот. Так как въезжать во дворы все равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла такая большая плотность сретенских переулков: девять переулков - справа, по ходу движения к Садовому кольцу, и семь переулков - слева плюс параллельные Сретенке - Уланский, Костянский и Трубная улица.

В начале XVI века на территории Даева переулка протекал ручей, впадавший в реку Неглинную. Даев ручей вытекал из пруда.

В начале XVIII века переулок был назван Сомароцким, так как одним из домовладельцев был дьяк И.В. Сомароцкий. В начале XIX века именовался Булгаковским - по фамилии домовладельца бригадира И.А. Булгакова.

Затем по находившемуся здесь кабаку Лупиха стал называться Лупихинским. Лупихой на диалекте называли картошку. Но кабак славился не только печёным картофелем, но и мочёной брусникой, и огурцами, засоленными особым способом.

Современное название переулок получил в XIX веке - по фамилии домовладельца статского советника Петра Ивановича Даева. На старых картах назывался Даевским переулком.

В конце XIX века здесь строятся здания, во многом определившие современный вид части Даева переулка.


На углу Сретенки и Даева переулка находятся два дома под номерами 26/2 и 28/1. Кому из них принадлежит статус дома с приведениями вопрос спорный. Хотя большинство свидетелей склоняется к дому N 26. Это бывший дом Санкт-Петербургского общества страхования. Здание построил в 1913-1914 годах архитектор Аршак Григорьевич Измиров в соавторстве с Виктором и Александром Весниными - будущими звёздами русского конструктивизма. В доме работала студия Малого театра.

В одном из документов ВЧК, в докладной записке, указан этот адрес. И описано событие, произошедшее в начале 1920-х годов. По словам чекистов, они конвоировали задержанного на Сухаревской рынке. И шли по Сретенке к Лубянской площади, где в бывшем здании страхового общества Россия размещалась ВЧК.

Неожиданно, на перекрестке с Даевым переулком, на стене бывшего дома Санкт-Петербургского общества страхования, показалась огромная тень. А затем тень отделилась от стены.

Чекисты, недолго думая, открыли по фантому огонь из наганов. Но беспорядочная стрельба ничего не дала. Фантом словно и не замечал выстрелов.

Доблестные чекисты дважды перезаряжали наганы. Но все тщетно.

А затем призрак исчез. Словно растворился. Но самое главное - исчез и растворился тот, кого они конвоировали.

Но руководство на Лубянке объяснению своих подопечных не поверило.

Известно, что один из доблестных чекистов, пытаясь доказать свою правоту и честность, а также разобраться «со всей этой чертовщиной», обратился за помощью в газету «Безбожник». Кстати, при горячем участии газеты тогда был создан союз воинствующих безбожников.

Но засады репортёра и чекиста долгое время результата не давали. И вот однажды на перекрестке вновь появилась огромная тень и устремилась в сторону Сухаревки. Чекист выхватил наган и кинулся за ней. С тех пор его никто не видел.

А репортёр, как ни пытался в организации, где служил рьяный разоблачитель фантомов, написать объяснительную записку, ему никто не верил. Что стало потом с безбожным репортером, неизвестно.

В наши дни этот загадочный призрак появляется редко и неприятностей не доставляет.

Чаще всего фантома - великана видят единичные «свидетели».

А история его появления началась в XVII веке, в годы правления старшего сына царя Алексея Федоровича - Федора.

А виной всему - любовь.

Как известно, любовь вспыхивает с неимоверным жаром тогда, когда между влюблёнными есть непреодолимые препятствия. Такие, как возраст, вероисповедание, социальное положение и прочее. Такое препятствие было и у влюбленных со Сретенки.

Дело в том, что во времена правления Федора церковный раскол уже окончательно оформился.

Историческая справка.

Раскол, старообрядчество возникли в России в XVII веке. В 1653 году патриарх Никон приступил к церковно - обрядовой реформе. Ее сущность сводилась к единообразию богословской системы на всей территории России. Для этого Никон решил ликвидировать различия в обрядах и устранить разночтения в богословских книгах. Часть церковнослужителей предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На печатном дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Изменение привычных обрядов и появление новых богословских книг, их насильственное внедрение породили недовольства и стали основой раскола. Раскольники или старообрядцы, староверы отказались признать церковную реформу патриарха Никона.

Началось преследование недовольных реформой. Их ссылали и казнили. Раскольники бежали в леса Поволжья, на Север и в Сибирь. Происходили массовые сожжения староверов.

Суровые репрессивные меры властей приводили к тому, что многие старообрядцы покинули пределы России.

Они жили на Сретенке. Он - сын купца. Она - дочь преуспевающего трактирщика. Молодые люди полюбили друг друга. В знак верности он подарил ей медное колечко. Решили пожениться. И тут вышла заминка. Ее родители не хотели отдавать дочь за раскольника. Молодые поняли, что остаётся один путь - бежать. Но то, что знают двое, знают и третий и четвертый. Четвертый оказался болтливым, и о плане молодых стало известно ее родителям. Девицу заперли в доме.

Но побег всё-таки совершился. Правда, бежать пришлось только молодому купцу. Причем вместе со всем семейством. Пришлось потому, что власти, якобы, нежданно - негаданно обнаружили в их доме тайную старообрядческую молельню. Семейство обвинили в совращении, в расколе.

Перед побегом он сумел передать любимой весточку о том, чтобы она его ждала.

Она ждала. Но недолго. Родители заставили ее выйти замуж.

Перед замужеством она пришла к дому, где жил ее бывший возлюбленный. Дом стоял на углу Сретенки и переулка, вдоль которого бежал ручей. Сняла колечко и надела на веточку яблони как на палец.

А влюбленный раскольник, как и обещал, вернулся. Правда, не так скоро, как хотел. Вернулся и узнал, что возлюбленная его не дождалась.

Родительский дом было не узнать. Разбогатевший трактирщик приобрел их дом и открыл там второй трактир.

Но яблоня во дворе осталась. Теперь она стала большая и развесистая.

Он сел под дерево и совершенно неожиданно заметил вросшее в ветку колечко...

А ночью трактир заполыхал. Сбежавшиеся на пожар соседи видели, что в языках пламени ходит какой - то человек. Ему кричали, чтобы выбегал, махали руками. Но пламя разгоралось все сильнее.

И вдруг все заметили, что из огня появилась тень. Она стала расти и вытянулась до высоты дома. А затем тень ушла ...

На месте пожарища возводили несколько домов. Но со всеми ими что-нибудь приключалось.

Перед Первой мировой войной землю на пересечении Сретенки и Даева переулка приобрело Санкт-Петербургское общество страхования от огня. Пожары в этом доме не случались, но фантом, родившийся когда-то в огне, регулярно посещает это место.



До свидания!